КПКВ 6561040
«Разработать методику оценки детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих детей раннего возраста с психомоторными нарушениями»
(руководитель – канд. психол. наук А.В. Кукуруза, 2008−2010 гг.)
В ходе исследования разработано полуструктурированное интервью и система его оценки для определения качества детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих детей раннего возраста с психомоторными нарушениями.
Объект исследования: детско-родительские отношения в семьях, которые воспитывают детей раннего возраста с психомоторными нарушениями.
Цель: усовершенствование психологического сопровождения семей, которые воспитывают детей раннего возраста с психомоторными нарушениями, путем создания методики оценки детско-родительских отношений.
Теоретические и практические результаты: расширены представления о характере детско-родительских отношений в семьях, которые воспитывают детей с психомоторными нарушениями, создан диагностический инструмент, который дает возможность стандартизировать оценку детско-родительских отношений для разработки программ психологического сопровождения семей, построения гармоничных отношений родителей с ребенком, который имеет нарушение развития.
Новизна: предложено и обосновано использование совокупности признаков для определения качества детско-родительских отношений: причинно-следственная связь, невербальное взаимодействие, аффектно-поведенческая регуляция, вербализация собственных чувств, ментализация.
Эффективность: использование разработанной методики оценки детско-родительских отношений позволит оптимизировать процесс диагностики и способствовать раннему выявлению нарушений детско-родительских отношений. Это предоставит возможность своевременной психологической помощи семьям, которые воспитывают детей раннего возраста с нарушениями психомоторного развития.
Области применения: медицинская психология, детская неврология, детская психиатрия, реабилитология, педиатрия, семейная медицина.