КПКВ 6561040
«Усовершенствовать технологию самоконтроля сахарного диабета 1 типа у детей.»
(руководитель – д-р мед. наук, профессор Е.А. Будрейко, 2012−2014 гг.)
Объект исследования: течение сахарного диабета 1 типа у детей, самоконтроль заболевания, внутренняя картина здоровья (ВКЗ) у детей с сахарным диабетом (СД) 1 типа.
Цель: совершенствование методов профилактики тяжелого течения сахарного диабета 1 типа у детей и подростков.
Методы: клинические, биохимические, психодиагностические, анкетирование, статистические.
Теоретические и практические результаты: неудовлетворительный уровень самоконтроля установлено у 70% больных, что тесно связано с метаболической декомпенсацией и тяжелым течением болезни. Частота диабетических осложнений зависела от состояния самоконтроля и была выше в группе с его недостаточным уровнем. После обучения произошло уменьшение частоты проявлений липодистрофий (с 62,0% до 36,5%) и диабетической полинейропатии (с 65,0% до 53,1%). Анализ ВКЗ показал, что среди структурно-содержательных компонентов у подростков с СД 1 типа как до, так и после обучения, первые три ранговые места занимали самооценочный, поведенческий и когнитивно-декларативный компоненты. В группе детей с оптимальным гликемическим контролем после обучения в структуре ВКЗ преобладали когнитивно-декларативный компонент, компонент контроля, поведенческий, ценностный, мотивационно-потребностный и компонент веры и надежды на выздоровление. В группе испытуемых с гликемическим контролем высокого риска был меньше процент когнитивно-декларативного компонента и в большей мере присутствовал эмоциональный компонент. Обучение подростков с СД в Школе самоконтроля (ШС) привело к увеличению доли детей, которые раскрывали ВКЗ, касаясь лишь полюса здоровья. Анализ отношения родителей к болезни своих детей показал, что после обучения в ШС СД у них уменьшалась тревожность и общее напряжение, увеличивалось понимание зависимости течения болезни и лечения от собственных усилий.
Новизна: получены новые данные о состоянии самоконтроля СД у детей в современных условиях, доказана тесная связь между уровнем самоконтроля и состоянием метаболической компенсации и формированием диабетических осложнений. Установлены особенности ВКЗ больных и отношение родителей к здоровью своих больных детей и положительная динамика этих показателей в процессе обучения в ШС.
Эффективность: обучение в ШС приводило к улучшению его уровня по показателям биомедицинских знаний и практических навыков, что сопровождалось положительной динамикой показателей компенсации заболевания со снижением средних показателей НвА1с от 9,80% до 8,14% за счет уменьшения количества больных с гликемическим контролем высокого риска (67,5% до 29,3%) и увеличение частоты случаев оптимального гликемического контроля (с 12,5% до 41,6%), а также изменениями в психологическом статусе больных.
Области применения: эндокринология, педиатрия.