Адреса: 61153, м. Харків, пр. Ювілейний, 52-А

НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР
«ШКОЛА ОБУЧЕНИЯ САМОКОНТРОЛЮ САХАРНОГО ДИАБЕТА»:
новый уровень оказания медицинской помощи детям с сахарным диабетом

Кроме биомедицинского понимания заболевания, которое является фундаментальным, обязательным компонентом деятельности врача, работающего с больными сахарным диабетом, ему необходимы дополнительные знания и умения в сфере обучения и психологии пациентов.
В 1979 г была создана Европейская Группа исследований в области обучения больных диабетом (DESG) для решения следующих конкретных задач:

  1. развитие различных обучающих методов и их анализ;
  2. распространение обучающих программ среди медицинских специалистов в Европе;
  3. разработка методов длительного наблюдения больных.

С тех пор произошло кардинальное изменение отношения к людям с хроническими заболеваниями, основной целью обучения явилось включение самого больного в терапевтический процесс.
В Институте охраны здоровья детей и подростков с 1999 года функционирует Школа для больных сахарным диабетом.
Большое значение придается организации взаимодействия медицинских профессионалов в единой команде для достижения общей цели – повышения эффективности лечебно-профилактической помощи больным сахарным диабетом.
В результате активного сотрудничества экспертов в области детской диабетологии и терапевтического обучения созрела необходимость в создании Центра обучения не только для пациентов и членов из семей, но и для подготовки медицинского персонала основам самоконтроля при сахарном диабете 1 типа на принципах единого унифицированного подхода и использования международных клинических рекомендаций.
Создание Центра по обучению больных и медицинского персонала в рамках многопрофильного научно-исследовательского института позволяет рассматривать диабет как модель, объединяющую клинический, психологический и социальный подходы к заболеванию.
Планируется участие врачей, медсестер, диетологов, психологов и других специалистов, контактирующих с нашими больными.
Обучение будет проходить по единой модели в форме интерактивных семинаров продолжительностью 2 дня с участием 20-30 человек.
Ежедневная программа будет включать 30-40-минутные лекции приглашенных экспертов, однако большая часть времени будет посвящена групповым занятиям при малом числе участников (10-12 человек).
Формы работы в этих группах включают использование интерактивных семинаров, ролевые игры, наглядные пособия и другие виды практической активности.
К концу цикла особое внимание уделяется тем переменам в клинической работе, которые участники смогут осуществить по возвращении в свои клиники в плане обучения самоконтролю.
С этой целью представители каждого лечебного учреждения готовят и предлагают вниманию остальных участников краткое сообщения, посвященное организации школы диабета.
Почему мы хотим строить работу именно на основе интерактивных семинаров?
Дело в том, что последипломное медицинское обучение отстает от реальных потребностей практических врачей, работающих в сфере медицины хронических заболеваний . Основой традиционного образования в медицине является так называемая «вертикальная» лекция, исключающая обратную связь со слушателями и их самостоятельную активность. Конечно, научные знания имеют первостепенную важность для клиницистов, однако было показано, что 90% информации, представляемой в таком виде, просто не запоминается. Чтобы обучение было эффективным в отношении усвоения новых знаний и навыков, программы должны включать практический опыт, подкрепляющий обсуждение кардинальных вопросов. Поэтому наши семинары планируются осуществлять методами интерактивного обучения, в которых приоритет имеют интересы обучаемых и их самостоятельная активность.
Программа обучения включает лекции, посвященные следующим вопросам:

  • «Опыт Европейской группы по проблемам обучения больных сахарным диабетом (DESG)»,
  • «Стандарты специализированной медицинской помощи больным с осложнениями сахарного диабета»
  • «Подходы к лечению хронических заболеваний в рамках биомедицинской и биопсихосоциальной моделей медицины»;
  • «Аспекты психологии пациентов, доступные для оценки практическим врачом (принятие заболевания, медицинский локус контроля».
  • «Психологические и педагогические аспекты обучения»
  • «Принципы рационального питания больных сахарным диабетом 1 типа»,
  • «Основы современной инсулинотерапии»
  • «Мастер-класс по овладению практическими навыками».
  • «Организация работы школы для больных диабетом — проблемы мотивации, пути решения (форма проведения — мета-план), оборудование школы
  • Роль медсестры в обучении больных сахарных диабетом (метаплан), методы самоконтроля (практическое занятие),
  • Отдельные вопросы самоконтроля (ролевые игры, решение клинических задач и пр.)

Как в обучении больных, так и в подготовке медицинских специалистов большое значение имеет издание различных печатных пособий.
Для медицинских работников Центром обучения при активной поддержке фармацевтической компании Санофи планируется издание «Информационных писем» и методических рекомендаций. Цель этих писем — обеспечить практических врачей кратким обзором проблем, встречающихся в ежедневном управлении диабетом: от индивидуального обучения до предотвращения и лечения поздних осложнений. Каждое письмо будет посвящено одному конкретному вопросу. С учетом интерактивного подхода каждое письмо будет заканчивается рядом вопросов для улучшения понимания читателями и конкретизации практического применения.
Другая печатная продукция Центра будет предназначена для больных сахарным диабетом. Она будет издаваться в виде специальных памяток (отрывных листов) с информацией по той или иной теме, например, предотвращение гипогликемии, техника инъекций, самоконтроль гликемии и др. Целью создания таких памяток является возможность обучения пациентов в условиях ограниченного времени, что типично для повседневной работы врача. Такая форма позволяет не только коротко и продуктивно обсудить с больным наиболее важные для него в данный момент вопросы, но и выдать эту информацию в печатном виде.
Таким образом, ведение больных диабетом — чрезвычайно сложный и продолжительный процесс. Он включает в себя медицинскую работу (наблюдение за клиническими и метаболическими параметрами, терапевтические мероприятия) и обучение больных принципам управления заболеванием, что подразумевает модификацию их поведения, а также психологическую поддержку.
И если медицинские профессионалы хорошо подготовлены к лечебной и диагностической деятельности, то второй и третий уровни работы требуют дополнительных, новых для врача знаний и умений.
В этом отношении сотрудничество нашего Института с учреждениями и организациями различного профиля представляет собой единственную доступную широкому кругу клиницистов программу подготовки в области психологических и педагогических аспектов ведения больных диабетом.

Перечень ссылок

  1. ISPAD Clinical Practice Consensus Guidelines 2009 Compendium / John Wiley et all // Pediatric Diabetes.- 2009.-№ 10(Suppl. 12) -.Р. 51–57
  2. International Diabetes Federation Consultative Section on Diabetes Education. IDF. Brussels, 2003.
  3. International Diabetes Federation-Europe, Federation of European Nurses in Diabetes. Diabetes the Policy Puzzle: Towards Benchmarking in the EU 25. IDF-Europe/FEND. Brussels/London, 2008.-Р.20-23.
  4. Международные Стандарты Диабетического Обучения / МакДжилл М., Белтон Э., Фелтон Э-М., Джонс Д., Чинг Йи Кан Э., МакГвайер Х, Озкан С., Рамай К., Уолдрон Ш. // Рекомендации Международной Диабетической Федерации (IDF 2003).- 36 с.
  5. Ubiquitous Diabetes Management System via Interactive Communication Based on Information Technologies: Clinical Effects and Perspectives / Jae-Hyoung Cho, Hun-Sung Kim, Jae-Hoon Han, Jin-Hee Lee, Jeong-Ah Oh, Yoon-Hee Choi, Kun-Ho Yoon. // Korean Diabetes J.- 2010.-№ 34.-Р.267–273.
  6. Insulin treatment in children and adolescents with diabetes Bangstad H-J, Danne T, Deeb LC, Jarosz-Chobot P, Urakami T, Hanas R. Insulin treatment in children and adolescents with diabetes Pediatric Diabetes 2009: 10 (Suppl. 12): 82–99.
  7. Оновлені настанови стандартів лікування цукрового діабету у дітей / ред.Зелинская Н.Б. и др. -Київ, 2013
  8. Дедов И.И, Анциферов М.Б., Галстян Г.Р., Майоров А.Ю., Суркова Е.В. Обучение больных сахарным диабетом. М., 1999.
  9. Информационные письма №1-26. Исследовательская группа по обучению больных диабетом Европейской Ассоциации по исследованию диабета. М„ 1997-2003.
  10. Терапевтическое обучение больных. Программы непрерывного обучения для работников здравоохранения в области профилактики хронических заболеваний. Отчет рабочей группы ВОЗ, 1998.
  11. Assal J.-Ph., Muhlhauser I., Pernet A., Gfeller R. et al. // Diabetologia, 1985, v. 28, p. 602-613.
  12. Basic Curriculum for Health Professionals on Diabetes Therapeutic Education. Report of a DESG Working Group, 2001.
  13. Lacroix A., Assal J.-Ph. Therapeutic Education of Patients. New approach­ es to chronic illness, Vigot, 2000

ЛЮБИМОЕ РАДИО

www.radiobells.com #radiobells_script_hash