КПКВ 6561040
«Исследовать факторы риска формирования инсулинорезистентности при сахарном диабете 1 типа, нарушении толерантности к углеводам и ожирении у детей и подростков»
(руководитель – д-р мед. наук Е.А. Будрейко, 2008−2010 гг.)
В результате выполнения НИР было установлено, что среди детей и подростков с ожирением инсулинорезистеность выявляется в четыре раза чаще, чем нарушение углеводного обмена, по данным стандартных диагностических тестов.
Объект исследования: инсулинорезистентность у детей и подростков с сахарным диабетом 1 и 2 типа, другими нарушениями углеводного обмена и ожирением.
Цель: усовершенствование прогнозирования развития инсулинорезистентности при сахарном диабете (СД) 1 типа, нарушении толерантности к углеводам и ожирении.
Методы: клинические, биохимические, иммунологические, радиоиммунные, инструментальные, статистические.
Теоретические и практические результаты: установлено, что среди детей и подростков с ожирением инсулинорезистентность (ИР) выявляется в четыре раза чаще, чем нарушения углеводного обмена по данным стандартных диагностических тестов. Распространенность ИP достоверно возрастает в период полового созревания, особенно у мальчиков и при значительной степени ожирения. Установлено, что у больных СД 1 типа также выявлены признаки сниженной чувствительности к инсулину, что проявлялось увеличением потребности в экзогенном инсулине. Доказано, что важнейшими составляющими формирования ИР при ожирении у детей и подростков следует считать дислипидемии, нарушение продукции мелатонина, лептина и ИФР-1, цитокиновый дисбаланс и наличие антител к антигенам β-клеток (ІА2). Установлено, что к наиболее значимым факторам риска возникновения ИР при ожирении у детей могут быть отнесены низкая масса тела при рождении, период полового созревания, нейроэндокринное ожирение, а также дислипидемии. Показано, что при СД 1 типа избыток массы тела имеет меньшее значение, а к факторам риска снижения чувствительности к инсулину могут быть отнесены период полового созревания, неудовлетворительная компенсация углеводного обмена, дислипидемия, повышение продукции контринсулиновых гормонов (СТГ и кортизола), а также цитокиновый дисбаланс (повышенный уровень ФНО-α). Установлено, что у большинства детей и подростков с ожирением (74,1 %) выявляются микроциркуляторные нарушения различной степени, в т.ч. в пятой части больных – расстройства средней тяжести спастико-атоничной формы. Показано, что важное место в формировании микроциркуляторных нарушений при ожирении занимает гипергликемия натощак, ИР и гиперинсулинемия при наличии которых чаще выявляются нарушения микроциркуляции 2 степени тяжести и симпатикотоническая направленность вегетативной регуляции.
Новизна: впервые установлена распространенность ИP среди детей и подростков с ожирением и доказано ее существование у больных СД 1 типа. Выделены общие факторы риска формирования ИР у детей и подростков с ожирением и нарушениями углеводного обмена (период полового созревания, дислипидемии) и их различия, в частности отсутствие связи с избытком веса у больных СД 1 типа в отличие от детей и подростков с ожирением, в которых развитие ИР связано с его типом и степенью. Доказана роль дислипидемий, цитокинового дисбаланса, продукции отдельных контринсулиновых гормонов и мелатонина в формировании ИР у детей и подростков с ожирением и нарушениями углеводного обмена. Выявлена связь микроциркуляторных расстройств при ожирении с симпатикотонией, а также с ИP и другими нарушениями углеводного обмена у больных детского и подросткового возраста.
Эффективность: оптимизация диагностики позволит прогнозировать развитие ИР при СД 1 типа, других нарушениях углеводного обмена и ожирении.
Области применения: эндокринология, педиатрия.