КПКВ 6561040
«Определить психопатологические особенности депрессии и механизмы ее формирования у детей 7-11 лет»
(руководитель – д-р мед. наук Э.А. Михайлова, 2010−2012 гг.)
Объект исследования: депрессивные расстройства у детей 7-11 лет.
Цель: усовершенствование диагностики депрессивных состояний у детей младшего школьного возраста на основе изучения психопатологических проявлений и их патогенеза.
Методы: клинико-психопатологический метод, пакет психодиагностических методик (характерологический опросник Г. Шмишека, тест на запоминание 10 слов А.Р. Лурия, тест "Дом, Дерево, Человек" Дж. Букома, тест Люшера, тест определения депрессии); нейрофизиологические методы (исследование церебральной нейродинамики); биохимические методы (исследование содержания серотонина, 5-ОИУК, уровня мелатонина в суточной моче).
Теоретические и практические результаты: разработана концепция относительно возможной роли недостатка энергетических ресурсов организма в возникновении НМФ в подростковом возрасте и умеренной ИР для поддержки активности яичников. Доказана зависимость эффективности негормонального лечения НМФ у девушек-подростков от ряда метаболических нарушений. Обоснованы сроки начала гормональной коррекции менструальной функции. На основании изучения комплекса гормонально-метаболических показателей определены информативные признаки эффективности негормонального лечения девушек-подростков с НМФ. Использование разработанных прогностических таблиц с подсчетом прогностических коэффициентов дает основание для определения возможности продолжения негормональной терапии или необходимоси применения гормональной коррекции НМФ.
Новизна: определена структура депрессии у детей 7-11 лет на симптоматическом, синдромологическом и нозологическом уровнях. Выделены определенные психологические - эмоциональные, личностные, когнитивные особенности у детей, значимые в диагностике депрессии. Разработана нейрофизиологическая модель депрессии на основе факторного анализа параметров ЭЭГ энтропии Колмогорова-Синая. Доказано, что содержание серотонина и экскреция его основного метаболита, 5-ОИУК, увеличены, что является предпосылкой нарушений в эмоциональной сфере, а снижение уровня мелатонина свидетельствует о его сдерживающем, тормозном характере относительно эмоциональных и поведенческих расстройств, сопровождающих стресс. Выделены и систематизированы признаки, имеющие высокую информативность при диагностике депрессии у детей на раннем этапе аффективного расстройства. Обоснована концепция формирования депрессии у детей младшего школьного возраста. Доказано, что наиболее значимыми факторами являются стрессовый и морфофункциональный (снижение еКС ЭЭГ в лобных отведениях, однонаправленная реакция правого и левого полушарий в условиях эмоционально-когнитивного и когнитивно-редуцируемого факторов нейрогенеза), что подтверждает ведущую роль эмоционального стресса в формировании депрессии у детей.
Эффективность: предупреждение рекуррентного течения депрессии и суицидального поведения, торможение возрастных механизмов социально-психологической дезадаптации детей.
Области применения: детская психиатрия и неврология, социальная педиатрия, школьная медицина, психология.