КПКВ 6561040
«Определить поло-возрастные особенности умственной работоспособности учеников основной школы для усовершенствования медико-профилактических мероприятий при организации учебной деятельности школьников»
(руководитель – д-р мед. наук Г.Н. Даниленко, 2009−2011 гг.)
На основании исследования дневной, недельной и годовой динамики умственной трудоспособности учащихся трех учебных коллективов на протяжении их обучения с пятого по девятый класс определены поло-возрастные и медико-социальные особенности развития утомления и признаков переутомления учащихся основной школы во время учебной деятельности.
Объект исследования: состояние здоровья, физическое развитие, умственная работоспособность 326 учеников академической гимназии № 14 г. Харькова в динамике их обучения в основной школе (с пятого по девятый класс).
Цель: определение поло-возрастных и медико-социальных особенностей динамики умственной работоспособности школьников во время их обучения в основной школе для обеспечения своевременного проведения психогигиенических мероприятий и профилактики хронических заболеваний.
Методы: санитарно-гигиенические, социально-гигиенические, физиолого-гигиенические, клинические, социально-психологические, статистические.
Теоретические и практические результаты: на основании анализа дневной, недельной, и годовой работоспособности детей определены поло-возрастные и медико-социальные особенности развития утомления и признаков переутомления учеников основной школы во время учебной деятельности. Установлен характер влияния организации учебной деятельности и санитарно-гигиенических условий, физического и полового развития, нарушений здоровья и психоэмоционального состояния на умственную работоспособность школьников. Разработана автоматическая система оценки умственной работоспособности.
Новизна: впервые доказано влияние стадии пубертатного развития на динамику умственной работоспособности школьников, установлена обратная связь между умственной работоспособностью и патологической пораженностью органа зрения, обоснована и разработана методика гигиенической оценки педагогических инноваций в основой школе.
Эффективность: усовершенствование системы гигиенического контроля за внедрением педагогических инноваций, профилактика переутомления учеников основной школы, улучшение их школьной адаптации и динамики психоэмоционального состояния.
Области применения: гигиена детей и подростков, общеобразовательные учреждения, медицинская психология, педиатрия.